Сектор дистанционного обучения
 
Приглашаем на обучение!
   21 сентября 2018  on-line: 10 Главная | Контакты   
+    Что такое ДО?
+    Преимущества ДО
+    Предлагаемые курсы
+    Как записаться на курс?
+    Как проходит обучение?
+    Описание среды ДО
+    О нас
+    Вопросы-ответы
+    Отзывы слушателей
+    Ссылки
+    Демонстрационный курс
+    Опросы
+    Сотрудничество


GISMETEO

BASHSITE.ru - каталог сайтов Уфы и Башкирии


Rambler's Top100
Яндекс.Метрика




проставки

Публикации

Дистанционное обучение: сущность, дидактические особенности, технологии



В настоящей статье рассматриваются вопросы обоснования научно-теоретических основ дистанционного обучения и разработки на их базе практически значимых образовательных технологий. Под дистанционным обучением понимается обучение, которое основано на использовании специальных компьютерных технологий и средств Internet, обеспечивающих оптимальное (в смысле педагогической эффективности) управление процессом обучения.

Таким образом, в статье различаются понятия " дистанционного образования", как новой формы организации обучения, и " дистанционного обучения", как нового метода дидактики. В соответствии с данной выше трактовкой сущности дистанционного обучения на него, как на целостную дидактическую систему, накладывается ряд требований, предусматривающих: -оптимизацию содержания учебных курсов; -разработку технологий обучения, оптимизирующих учебную деятельность и интенсифицирующих процесс усвоения материала; -создание системы контроля усвоения знаний, обеспечивающей непрерывное и эффективное управление процессом обучения.

Проведенный нами педагогический эксперимент ставил целью получить ответы на вопросы: а) каковы особенности обучения, как вида деятельности человека, в системе дистанционного образования; б) каковы психолого-педагогические и физиологические факторы, оказывающие существенное влияние на эффективность познавательной деятельности студентов, осуществляемой с помощью компьютера; в) каковы дидактические особенности процесса обучения в системе дистанционного образования. Экспериментальные наблюдения фиксировались по следующим показателям: полноте выполнения студентом учебного задания; напряженности познавательной деятельности (она оценивалась по объему усвоенного студентом учебного материала и затраченному времени); психологической и физиологической усталости (она оценивалась по количеству ошибок, допускаемых студентом при выполнении задания, и по числу неоправданных отвлечений от его выполнения).

Поиск путей эффективного преподнесения студентам новых знаний велся с учетом специфики дистанционного обучения по трем направлениям:

1) по процессу обучения, который реализовывался на основе электронного учебника;

2) по обучающей машинной программе, которая конструировалась на основе специального учебника на бумажном носителе;

3) по процессу обучения, который реализовывался на основе стандартного учебника.

Рассматриваемый нами эксперимент, прежде всего, показал, что познавательная деятельность при дистанционном обучении протекает наиболее эффективно, если эта деятельность реализуется через разнообразные формы ее организации: например, 15-20 минут работы с теоретическим материалом, затем 5-7 минут самопроверки с помощью соответствующего теста уровня усвоения знаний, после чего 20-25 минут выполнения практических заданий и 5-10 минут общения с компьютером в диалоговом режиме с целью проверки качества усвоения и дальнейшего закрепления приобретенных знаний. Экспериментальные наблюдения также показали, что разовая доза учебной информации, усваиваемая студентом при дистанционном обучении, в отличие от кадрового принципа программированного обучения, не зависит от ее объема (она может содержать одну, две, пять и более страниц машинописного текста).

Вместе с тем, на дозу информации в дистанционном обучении накладывается принципиальное требование - разовая доза должна иметь законченный, логически целостный характер (это может быть, например, теорема, параграф учебника, отдельный логически завершенный вопрос темы или целиком вся тема). Оптимальная же разовая доза учебной информации, усваиваемая студентом в дистанционном обучении, лежит где-то в пределах 40 минут работы с учебным материалом и 5-10 минут тестирования. Заметим, что в течение одного занятия по учебному предмету может быть несколько таких доз, отделяемых друг от друга заставками, предлагающими студенту сделать небольшой перерыв в учебных занятиях.

Проверка качества усвоения студентами экспериментальных групп учебного материала, уровень сложности которого не превышал оценки "средний", не установила существенного различия в знаниях студентов, усваивающих материал по электронному учебнику или по учебнику, подготовленному для системы дистанционного образования на бумажном носителе.

Примерно одинаковы и средние затраты времени этих студентов на усвоение материала одной и той же темы. Экспериментальные наблюдения также показали, что общий объем учебной информации, предлагаемой студенту для усвоения в течение определенного фиксированного времени, зависит, главным образом, от двух факторов:

- от сложности учебного материала;

- от дидактических особенностей его предъявления студенту.

Таким образом, результаты экспериментальных исследований полностью подтвердили гипотезу - проектируемое дистанционное обучение должно реализовывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и в достаточно полном объеме свои специфические принципы. К числу последних мы относим следующие: принципы интерактивности, рефлексии, нелинейности информационных структур и процессов, комбинированного использования различных форм обучения, комплексного использования средств мультимедиа.

Первый из названных выше специфических принципов, а именно принцип интерактивности, раскрывает, на наш взгляд, ведущее требование дидактики дистанционного образования - обучаемый должен реально ощущать на протяжении всего периода изучения курса, что его учебная деятельность протекает совместно с соответствующей деятельностью преподавателя. Известно, что, по существу, учебное задание определяет содержание и способы деятельности обучающегося.

Принцип рефлексии требует от задания, чтобы оно всемерно способствовало активизации когнитивных процессов. Ведущее требование этого принципа можно сформулировать следующим образом: учебное задание должно ставить обучаемого перед необходимостью самостоятельного завершения работы по формированию определенной системы знаний, побуждая его таким образом активно и сознательно осмысливать те умственные схемы и правила, в согласии с которыми он действует.

Принцип нелинейности информационных структур и процессов раскрывает ведущие нормативные требования к проектированию и реализации технологий обучения в системах дистанционного образования: так, в совокупности процедур приоритет имеют те из них, которые оказывают непосредственное воздействие на механизмы самоорганизации и саморегулирования систем обучения, продуцированных данной технологией.

Один из путей реализации на практике требований этого принципа связан с нелинейным структурированием процесса обучения на основе разветвленных программ изучения дисциплин, предоставляющих возможность учесть мотивационные установки, интересы, познавательные и другие личностные особенности обучающегося.

Основными элементами рассматриваемой нами методики являются:

- ряд специальных разделов, имеющих, как правило, непосредственное отношение к содержанию профессиональной подготовки будущих специалистов (внешний модуль дисциплины). Он вводится в программу дисциплины дополнительно;

- базовые знания (внутренний модуль дисциплины), выделяемые с помощью матрицы взаимосвязей элементов содержания дисциплины;

- разработка каждым студентом своей собственной индивидуальной программы курса, включающей в качестве обязательного элемента внутренний модуль, а также отобранные студентом разделы и отдельные темы из внешнего модуля (при условии, что составленная таким образом программа исчерпывает содержание одного из альтернативных вариантов данного курса).

Принцип комбинированного использования различных форм обучения фактически признает нецелесообразным применение в системах дистанционного обучения классических форм организации учебных занятий (лекций, семинаров, практических занятий и др.).

Экспериментальная оценка педагогической эффективности отдельных технологий дистанционного обучения показала, что наивысшую эффективность имеют те из них, которые используют на каждом занятии разнообразные формы организации учебной деятельности студентов, причем переход в течение занятия от одной формы обучения к другой и обратно для данного студента диктуется только его индивидуальным познавательным потенциалом и успехами в достижении целей занятия.

Принцип комплексного использования средств мультимедиа требует, исходя из характера учебной задачи, сбалансированного применения на каждом занятии словесных, наглядных и практических методов. Проведенный эксперимент достаточно обоснованно позволил выделить на уровне специального объекта педагогики - системный фрагмент электронного курса (СФЭК).

К числу определяющих признаков СФЭК, как понятия педагогики, мы отнесли следующие:

- Элемент содержания учебного курса, представляющий собой логически целостный фрагмент этого курса (отдельный вопрос программы, тема, параграф и т.п.);

- Соотнесенные с элементом содержания:

а) дидактические средства управления процессом познания;

б) дидактические средства контроля и стимулирования познавательной деятельности;

в) мультимедийные средства представления информации;

- Фиксированное время работы обучающегося со СФЭК (как правило, в пределах 35-45 минут).

Таким образом, СФЭК следует понимать, с одной стороны, как форму организации обучения в системе дистанционного образования, которая обеспечивает активную и планомерную познавательную деятельность обучающегося, направленную на решение поставленных перед ним учебных задач, а с другой, - как основную структурную единицу электронного учебника.

К числу общих требований к СФЭК можно отнести:

- четкое определение его образовательных задач, составных элементов, а также места конкретного СФЭК в их общей системе;

 - определение оптимального содержания СФЭК в соответствии с требованиями учебной программы по дисциплине и целями занятия, а также с учетом уровня подготовки обучаемого;

- прогнозирование уровня усвоения обучаемым научных знаний, а также уровня сформированности умений и навыков;

- обоснованный выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечение их оптимального взаимодействия;

- формирование и развитие у обучаемого познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности;

 - обеспечение оптимального темпа обучения;

- рациональное использование различных средств обучения. Качественное своеобразие каждого из СФЭК определяется его целями и содержанием, методикой проведения, особенностями обучающегося и в целом системы дистанционного образования.

В качестве структурных элементов СФЭК может включать в себя текстовые, графические и анимационные файлы. В соответствии с различными психолого-педагогическими этапами усвоения нового материала обучающимися, СФЭК также можно квалифицировать как:

СФЭК нового материала;

СФЭК формирования и усвоения умений и навыков;

СФЭК применения знаний, умений и навыков;

СФЭК комбинированного типа.

Допустима, на наш взгляд, совокупная классификация СФЭК и по методам обучения, используемым ими в качестве ведущих. Например, СФЭК-лекция, СФЭК-практикум и др. В структурном отношении СФЭК также весьма разнообразны. Практически же их структура определяется поставленными целями, содержанием материала, методами обучения, уровнем подготовки обучающихся.

Так, СФЭК комбинированного типа может строиться по следующей схеме: диагностика знаний; изложение новых знаний; система упражнений на усвоение новых знаний; тестирование; закрепление изученного материала; итоговое тестирование.

Очевидно, что успешное усвоение знаний студентом в системе дистанционного обучения во многом определяется рациональным выбором структуры и содержания СФЭК. Поэтому при разработке электронного учебника на уровне ведущей следует рассматривать задачу представления курса в виде целостной системы СФЭК.

Технология построения такой системы предусматривает два основных этапа: на первом этапе программа дисциплины разбивается на модули (разделы), а последние - на темы; на втором этапе определяется место каждого СФЭК в системе СФЭК по теме и по всему модулю в целом. При отборе содержания СФЭК, прежде всего, руководствуются требованиями государственного стандарта, далее особое внимание обращается на научно-теоретическую направленность материала, его логическую последовательность и дозировку.

Здесь не менее важно определить методы и приемы обучения, характер познавательной деятельности студента (репродуктивный или поисковый), отобрать эксперименты, наглядные и технические средства обучения. Ниже, в качестве примера, приводится фрагмент технологической карты СФЭК по теме "Линейные дифференциальные уравнения первого порядка" из электронного курса "Дифференциальные уравнения":

Учебное задание: определения линейного ДУ первого порядка, однородного и неоднородного уравнений. Время выполнения - 3 мин. Средства управления процессом обучения: студенту предлагается математические выкладки повторять на листе бумаги. В речевой информации подчеркиваются отличительные признаки рассматриваемых уравнений, фиксируются этапы метода решения. Средства контроля и стимулирования: текст на экране дисплея сопровождается речевой и наглядной информацией о прикладном значении уравнений для различных областей науки (электротехники, автоматизированных систем управления и др.);

Учебное задание: решение однородного уравнения. Время выполнения - 5 мин. Средства управления процессом обучения: студенту предлагается совместно с обучающей системой решить однородное уравнение методом разделения переменных. В речевой информации подчеркиваются основные процедуры метода решения. Средства контроля и стимулирования: студенту предлагается самостоятельно на бумаге найти общее решение линейного однородного уравнения и сравнить его с полученным в электронном учебнике;

Учебное задание: решение неоднородного уравнения. Время выполнения - 7 мин. Средства управления процессом обучения: ставится задача о нахождении общего решения ДУ методом вариации произвольной постоянной. Последовательно, в речевом сопровождении рассматривается алгоритм решения. Формируется в мышлении целостное представление о методе решения. Средства контроля и стимулирования: предоставляется речевая информация о роли и значении метода вариации произвольных постоянных для математики.

Предлагается самостоятельно на бумаге, используя ранее найденное общее решение однородного ДУ, найти общее решение неоднородного ДУ и сравнить его с полученным в учебнике решением; Тест оперативного контроля за процессом усвоения знаний.

Здесь необходимо выполнить следующие упражнения:

а) определите, какие ДУ принадлежат к числу линейных (щелкните по ним мышкой);

б) при помощи мышки выберите из приведенного списка признаки линейного ДУ первого порядка;

в) при помощи мышки укажите, какие из процедур принадлежат к методу вариации произвольных постоянных.

Время выполнения - 3 мин. Средства контроля и стимулирования: в выпадающем окне "Итоги тестирования" высвечиваются номера вопросов, на которые даны неправильные ответы, и комментируются ошибки. 

 
Журнал "Дистанционное образование"

-->
Новости
30 августа 2018
Внимание! Идет набор групп на ДИСТАНЦИОННЫЙ курс «Бурение наклонно-направленных и горизонтальных скважин с применением программы-тренажера «Слайд Мастер»   Далее
06 июня 2017
Проведено обучение сотрудников ООО «ПИТЦ «Геофизика» по программе «Бурение наклонно-направленных и горизонтальных скважин с применением программы-тренажера «Слайд Мастер»   Далее
15 февраля 2017
Внимание! Праздничные скидки!   Далее
Режим работы
Понедельник - Четверг 8.30 - 17.30
Пятница 8.30 - 16.15
Обед 12.30 - 13.15
Суббота - Воскресенье Выходной
БЕСПЛАТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В настоящее время Вы можете бесплатно обучиться по следующим программам:

ОТКРЫВАЕМ ПРЕДПРИЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ   + ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА   + ШКОЛА КРОЯ   + ШКОЛА РЕМОНТА   + ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО HTML   +
Услуги
Сбор, систематизация информации и размещение в «Информационном банке данных наукоемких технологий» в сети Интернет. Комплектации баз данных на бумажных носителях и на CD-дисках   +
Разработка и издание каталогов по базам данных, публикация сборников материалов   +
Организация и проведение научно-технических семинаров и конференций   +
Создание и редизайн web-сайтов, сопровождение и поддержка, регистрация в поисковиках. Поиск информации и обеспечение доступа через Интернет   +
Новости образования
США опубликовали имена россиян из обновленного списка санкций
УАЗ показал рождение обновленного "Патриота" в прямом эфире
Глава МИД Сербии: Мы видим в России большого друга
В Мосгордуму внесен законопроект о поддержке москвичей старше 50 лет
За восемь лет в Москве построены и отреставрированы 66 храмов
   Публикации Главная | Контакты   

Карта сайта 1 Карта сайта 2 Карта сайта 3 Карта сайта 4