Сектор дистанционного обучения
 
Приглашаем на обучение!
   20 августа 2017  on-line: 5 Главная | Контакты   
+    Что такое ДО?
+    Преимущества ДО
+    Предлагаемые курсы
+    Как записаться на курс?
+    Как проходит обучение?
+    Описание среды ДО
+    О нас
+    Вопросы-ответы
+    Отзывы слушателей
+    Ссылки
+    Демонстрационный курс
+    Опросы
+    Сотрудничество


GISMETEO

BASHSITE.ru - каталог сайтов Уфы и Башкирии


Rambler's Top100
Яндекс.Метрика




проставки

Общее описание среды ДО

СОДЕРЖАНИЕ

1. НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ

2. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ
2.1. ПРИНЯТЫЕ ТЕРМИНЫ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
2.2. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
2.2.1 РЕГИСТРАЦИЯ
2.2.2 ЗАКАЗЫ
2.2.3 ПЛАТЕЖИ
2.2.4 УПРАВЛЕНИЕ ГРУППАМИ
2.2.5 БИБЛИОТЕКА УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ
2.2.6 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
2.2.7 ТЕСТИРОВАНИЕ
2.2.8 ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ
2.2.9 АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
2.2.10 МУЛЬТИМЕДИА-СЕРВЕР
2.2.11 ОТЧЕТЫ
2.2.12 ДИЗАЙНЕР ТЕСТОВ
2.2.13 ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
2.3. ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
2.3.1 УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
2.3.2 ОБЛАСТИ ВИДИМОСТИ И РОЛИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
2.3.3 ЖУРНАЛЫ И ОТЧЕТЫ
2.4. СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.4.1 СЕРВЕР СДО "ПРОМЕТЕЙ"
2.4.2 КЛИЕНТСКИЙ КОМПЬЮТЕР
3. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ
3.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ
4. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ ЗАКАЗОВ
4.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.2. СТРУКТУРА ПОДСИСТЕМЫ
4.3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ
4.3.1 ЗАКАЗЫ
4.3.2 ИСТОРИЯ
5. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ ПЛАТЕЖЕЙ
5.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
6. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ ГРУПП
6.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
6.2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ
7. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
7.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
8. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА
8.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
8.2. СТРУКТУРА ПОДСИСТЕМЫ
8.3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ
9. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
9.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
9.2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ
9.2.1 ОТЧЕТЫ
9.2.2 ТЕСТЫ
10. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ
10.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
10.2. СТРУКТУРА ПОДСИСТЕМЫ
10.3. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ
11. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ ДИЗАЙНЕРА ТЕСТОВ
11.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
11.1.1 ВЕСА
11.1.2 МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ И ПРОХОДНОЙ БАЛЛ
11.1.3 ПЕРЕМЕШИВАНИЕ
11.2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ
12. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ ИНТЕРФЕЙСА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
12.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
12.1.1 СПИСКИ
12.1.2 ВИДЫ
12.1.3 ФОРМЫ
12.1.4 СМЫСЛОВОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА
12.2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ

1. НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ

1.1. Система "Прометей" предназначена для организации полноценного процесса дистанционного обучения и/или независимой проверки знаний. Система включает подсистемы организации и управления учебным процессом, делает возможной удобную работу с большими потоками слушателей.

1.2. Система позволяет проводить обучение и проверку знаний в корпоративных сетях и сети Интернет, а также может служить дополнением традиционных форм обучения.

1.3. Система предоставляет возможность создания распределенной образовательной среды. Одной из задач, решаемых СДО "Прометей", является более эффективное взаимодействие филиалов с учебными центрами с использованием современных сетевых технологий. Из учебно-методических центров в региональные отделения поступает в электронном виде информация о курсах и собственно учебные материалы. Управление учебным процессом происходит децентрализовано - региональные отделения работают с местными слушателями самостоятельно и передают в учебно-методические центры результаты проверки знаний или обучения.

1.4. Система обеспечивает выполнение следующих автоматизированных функций:

  1. Управление учебным процессом.
  2. Распределение прав доступа к образовательным ресурсам и средствам управления системой.
  3. Разграничение взаимодействия участников образовательного процесса.
  4. Ведение журналов активности пользователей учебного комплекса.
  5. Обучение и оценка знаний в среде Интернет, в корпоративных и локальных сетях.

1.5. СДО "Прометей" может применяться для решения следующих задач:

  1. Организации проверки знаний в среде Интернет, корпоративных и локальных сетях.
  2. Организации учебного процесса с различной степенью соответствия классической модели университетского образования. Отдельные этапы учебного процесса и элементы модели могут оставаться незадействованными.
  3. Создания распределенной образовательной сети.

2. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ

2.1. Принятые термины и обозначения

Администратор - 1. Сотрудник учебного комплекса, отвечающий за установку и настройку системы "Прометей", регистрацию сотрудников системы, добавление новых курсов, пополнение библиотеки. Администратор отвечает за безопасность системы, может блокировать доступ сотрудников к системе, либо активизировать и блокировать курсы, программы обучения. Кроме того, размещает объявления и создает справочники. 2. Раздел меню интерфейса администратора. Команды раздела обеспечивают выполнение администратором своих служебных обязанностей.

Атрибут - неделимый фрагмент информации, являющийся полем персональных данных пользователя.

Балл - единица измерения веса вопросов теста.

Балл максимальный - общий вес вопросов теста.

Балл набранный - сумма балов, набранных слушателем при выполнении теста.

Балл проходной - минимальная процентная доля от максимального балла , которую необходимо набрать для успешной сдачи теста.

Библиотека - 1. Объект системы, позволяющий систематизировать учебные материалы по курсам и организовать разграниченный доступ к ним участников учебного процесса. 2. Команда интерфейса, предоставляющая доступ к объекту.

Вес ответа - коэффициент точности ("правильности") варианта ответа в процентных долях веса вопроса.

Вес вопроса - коэффициент сложности вопроса.

Вид - табличный способ представления свойств объекта в интерфейсе пользователя. Виды позволяют просматривать свойства, но не изменять их.

Группа - организационная единица учебного процесса, объединяющая слушателей одного курса, а также сотрудников системы, работающих с ними (организатора и тьютора).

Данные (персональные) - 1. Объект системы, содержащий персональные сведения о пользователе. 2. Команда пользовательского интерфейса, обеспечивающая доступ к персональным данным.

Дизайнер тестов - подсистема, позволяющая создавать тесты для самопроверки и сдачи экзаменов . Команда интерфейса.

Допуск - разрешение на прохождение тестирования (определенного теста), выдаваемое тьютором слушателю. Допуск имеет ограниченный срок действия, определяемый тьютором.

Журнал - 1. Объект системы, регистрирующий работу слушателей с учебными материалами. 2. Команда интерфейса, обеспечивающая доступ к журналу.

Заказ - объект системы, фиксирующий намерение слушателя пройти обучение по определенному курсу или программе обучения . Формирование заказа производится либо слушателем при помощи виртуальной корзины в открытой части системы, либо непосредственно организатором.

Зачетка - команда интерфейса, отображающая оценки, выставленные слушателю тьютором по результатам прохождения контрольных мероприятий календарного плана .

ИНФОРМАЦИЯ - раздел интерфейса пользователя, содержащий команды доступа к специфичной для пользователя информации.

История - журнал событий, заполняемый организатором и отражающий историю работы со слушателем, не зафиксированную автоматически системой (визит слушателя, подписание договора на обучение, отправка слушателю дополнительных учебных материалов и т.д.).

Календарный план - перечень мероприятий и сроков их выполнения, составляющих план изучения курса.

Кандидат - человек, впервые оформивший заказ на обучение. С момента обработки заказа и в случае зачисления в группу становится слушателем и получает пароль для доступа к системе.

Книга отзывов - элемент пользовательского интерфейса, позволяющий всем пользователям высказывать свое мнение о качестве учебного процесса и вносить предложения по его улучшению.

Команда - элемент пользовательского интерфейса, позволяющий получить доступ к определенным объектам системы и связанным с ними действиям.

Корзина - элемент пользовательского интерфейса, задействованный в формировании заказов . Потенциальный слушатель помещает в корзину интересующие его курсы (и/или программы обучения) - формирует заказы, а затем, проверив правильность набора в корзине, передает заказы системе.

Курс, учебный курс - неделимый пакет образовательных услуг, являющийся предметом заказа. Администраторы и организаторы устанавливают связь объекта курса с прочими объектами системы - календарным планом, группами слушателей, учебными материалами, форумами, и т.д.

Маркер - управляющий элемент интерфейса пользователя (значок), позволяющий выбрать объект и выполнить действие над ним. Более подробная информация содержится в разделе "ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ ИНТЕРФЕЙСА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ" .

Меню - компонент пользовательского интерфейса, структурирующий команды .

Мероприятие - неделимая составляющая календарного плана.

Область видимости - свойство пользователя, определяющее, с какими объектами системы он может работать и с какими участниками учебного процесса может взаимодействовать. Область видимости не идентична полномочиям пользователя, но дополняет их.

Область отображения данных - компонент пользовательского интерфейса, отображающий результаты выполнения команд .

ОБУЧЕНИЕ - раздел интерфейса слушателя , содержащий команды доступа к учебным материалам, календарным планам, сведениям о пройденных контрольных мероприятиях и полученных сертификатах.

ОБЩЕНИЕ - раздел интерфейса пользователя, предоставляющий команды обмена информацией.

Объявления - 1. Объект системы, позволяющий сотрудникам учебного комплекса знакомить слушателей и сотрудников с административной и организационной информацией. 2. Команда интерфейса, позволяющая создавать или читать объявления.

ОРГАНИЗАТОР - 1. Сотрудник учебного комплекса , контролирующий поступление заявок на обучение и платежи. Отвечает за формирование групп слушателей, рассылку дополнительных учебных материалов, создает календарные планы и контролирует работу тьюторов. 2. Раздел меню интерфейса организатора. Команды раздела обеспечивают выполнение организатором своих служебных обязанностей.

Отчет о тестировании - объект системы, хранящий протокол попытки тестирования.

Открытая часть - общедоступная часть СДО "Прометей". Реализует информационное сопровождение предлагаемых курсов и программ обучения, а также возможности их заказа.

Персонал - администраторы, организаторы, тьюторы .

Платеж - сведения о произведенной слушателем или организацией оплате.

Платежи - команда пользовательского интерфейса, позволяющая организатору заносить в систему данные о поступившей оплате, а слушателю - просматривать такие данные.

Почтовая рассылка, email - элемент пользовательского интерфейса, позволяющий отправлять сообщения электронной почты участникам учебного процесса.

Программа обучения - совокупность курсов , относящихся к одной специальности.

Путь, строка пути - элемент пользовательского интерфейса, позволяющий пользователю определить последовательность выполненных команд и назначение текущей страницы. Строка пути выводится в области отображения данных , и является дополнительным средством навигации по интерфейсу.

Результаты - команда интерфейса пользователя, предоставляющая доступ к отчетам о попытках тестирования.

Роль - свойство пользователя системы, определяющего его полномочия. В системе существуют следующие роли: администратор, организатор, тьютор, слушатель.

Самопроверка - сдача слушателем теста с целью проверки своих знаний. Результаты заносятся в отчет о тестировании , и могут быть изучены тьютором. Слушатель может воспользоваться отчетом при работе над ошибками - отчет для попытки самотестирования содержит правильные ответы и ссылки на разделы учебных материалов, которые слушателю следует повторить.

Секция - тематический раздел теста .

Сертификат - свидетельство об успешном прохождении обучения. Выдается при успешном прохождении всех оцениваемых мероприятий календарного плана .

Слушатель - пользователь системы, проходящий обучение, тестирование , либо аттестацию иного рода.

Событие - неделимая составляющая истории .

Список - табличный способ представления в интерфейсе пользователя однородных объектов и связанных с ними команд.

Справочник - объект системы, позволяющий хранить вспомогательную информацию - названия языков, валют, типов мероприятий календарного плана и т.д.

Тест - объект системы, позволяющий произвести проверку учебных достижений слушателей в автоматизированном режиме. Тест привязан к определенному курсу.Тесты создаются тьюторами .

ТЕСТИРОВАНИЕ - 1. Процесс проверки учебных достижений слушателей посредством тестов . 2. Раздел меню интерфейса слушателя, содержащий команды доступа к процессу тестирования.

ТЬЮТОР - 1. Сотрудник учебного комплекса . Консультирует слушателей, контролирует прохождение контрольных мероприятий и успеваемость, выполнение тестовых и дополнительных заданий, выдает допуски; по необходимости, проводит семинары и читает лекции, а также выставляет оценки. 2. Раздел меню интерфейса тьютора. Команды раздела обеспечивают выполнение тьютором своих служебных обязанностей.

Учебные материалы (книги) - учебные и методические пособия в электронной или в традиционной, печатной форме. Электронные учебные материалы хранятся в библиотеке .

Учебный комплекс - совокупность персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая учебный процесс на базе информационных и телекоммуникационных технологий .

Файлы - команда интерфейса, позволяющая пользователям обмениваться файлами.

Форма - страница интерфейса пользователя, которая служит для правки данных существующего объекта или создания нового объекта.

Форум - команда интерфейса, позволяющая пользователю общаться с участниками учебного процесса, принадлежащими к его области видимости , по сети Интернет в режиме вопрос-ответ (асинхронно).

Чат - команда интерфейса, позволяющая пользователю общаться с участниками учебного процесса, принадлежащими к его области видимости , в режиме реального времени по сети Интернет (синхронно).

Экзамен - мероприятие по оценке учебных достижений слушателя. Оценка заносится тьютором в календарный план слушателя.

2.2. Структура системы

Система "Прометей" включает следующие подсистемы:

  • Регистрация;
  • Заказы
  • Платежи;
  • Управление группами
  • Библиотека учебных материалов;
  • Календарный план;
  • Тестирование (оценка учебных достижений);
  • Обмен информацией (средства общения);
  • Администрирование
  • Мультимедиа-сервер;
  • Отчеты;
  • Дизайнер тестов;
  • Интерфейс пользователя.

Интерфейс пользователя обеспечивает интеграцию подсистем и доступ участников учебного процесса к подсистемам.

2.2.1. Регистрация

Подсистема регистрации позволяет слушателям и кандидатам просматривать списки учебных курсов, подробную информацию по предлагаемым курсам и программам обучения, формировать заказ ("корзину"), вводить свои персональные данные и отправлять заказ на обработку. Заказанные курсы могут удаляться из корзины до подтверждения заказа.

Подсистема регистрации является витриной виртуального магазина курсов и программ обучения.

2.2.2. Заказы

Подсистема заказов позволяет организатору просматривать информацию о заказе, редактировать или удалять его, просматривать график поступления платежей, связанных с заказом, а также зачислять слушателей в группы.

2.2.3. Платежи

Подсистема платежей позволяет организатору регистрировать и обрабатывать поступающие платежные документы, распределять платежи между заказами и отслеживать график поступления платежей.

2.2.4. Управление группами

Подсистема управления группами позволяет объединять слушателей в группы, закреплять за группами тьюторов (преподавателей) и выполнять административные операции на уровне групп, что существенно облегчает управление учебным процессом, в который вовлечены большие потоки слушателей.

2.2.5. Библиотека учебных материалов

Подсистема библиотеки позволяет хранить в системе "Прометей" учебные пособия в любом файловом формате, закреплять их за определенными курсами или делать общедоступными. Подсистема библиотеки разграничивает доступ участников учебного процесса, а, кроме того, собирает статистику обращений слушателей.

2.2.6. Календарный план

Подсистема календарного плана позволяет создавать план-график изучения курса, состоящий из перечня мероприятий. Каждому мероприятию ставятся в соответствие сроки проведения, тип, возможность оценки и другие параметры. Допускается корректировка календарного плана тьютором для каждого слушателя в отдельности: добавление мероприятия или удаление ранее добавленного мероприятия, а также изменение сроков мероприятий. По результатам проведения мероприятий тьютор может выставлять отметки слушателям, оценивая их успехи в изучении курса.

2.2.7. Тестирование

Подсистема тестирования реализует проверку учебных достижений слушателей. Учебные достижения слушателей могут оцениваться в режиме самопроверки или экзамена. Подсистема тестирования подсчитывает набранный балл и выдает отчет о результатах. Кроме того, подсистема предусматривает режим работы над ошибками и нелинейное выполнение теста (возможность возвращаться к пропущенным вопросам).

2.2.8. Обмен информацией

Подсистема обеспечивает общение между участниками учебного процесса при помощи следующих средств: форум, чат, почтовая рассылка, доска объявлений, обмен файлами.

2.2.9. Администрирование

Подсистема администрирования автоматизирует создание и сопровождение объектов системы, таких как курсы, программы обучения, слушатели, персонал, форумы и т.д.

Подсистема реализует управление ролями пользователей. Управление ролями позволяет разграничивать полномочия участников учебного процесса, разделять их области видимости, а также формировать перечень доступных им команд пользовательского интерфейса.

2.2.10. Мультимедиа-сервер

Подсистема позволяет передавать по сети потоковое видео/аудио в "прямой" трансляции или по запросу слушателя, а также производить вещание презентаций в формате Microsoft PowerPoint.

2.2.11. Отчеты

Подсистема позволяет получать статистику по учебному процессу в виде специализированных отчетов.

2.2.12. Дизайнер тестов

Подсистема представляет собой средство создания и редактирования тестов. Реализует проверку формальной корректности тестов.

2.2.13. Интерфейс пользователя

Подсистема обеспечивает взаимодействие пользователей с сервером учебного комплекса посредством веб-браузера. Каждому участнику учебного процесса доступны только те функции системы, на которые у него есть полномочия.

Полномочия определяются ролью участника (администратор, организатор, тьютор, слушатель).

2.3. Описание функционирования

2.3.1. Учебный процесс

Система дистанционного обучения "Прометей" позволяет автоматизировать полноценный учебный процесс. На практике организаторы учебных комплексов получают возможность выбирать степень следования полной модели. Исключая из полной модели отдельные элементы, можно достичь той степени детализации учебного процесса, которая необходима для решения поставленных задач. Так, в самом примитивном варианте учебного процесса, СДО "Прометей" может применяться только для проверки знаний (при сдаче зачетов и экзаменов очной формы обучения, при приеме на работу, либо сертификации специалистов). Полная модель соответствует классической модели университетского образования.

В данном разделе описана полная модель учебного процесса.

Работа системы "Прометей", как и организация учебного процесса, построена на объектах. Объекты используются для представления в системе заказов, платежей, курсов, программ обучения, учебных материалов, персонала (администраторов, организаторов, тьюторов), слушателей, форумов и других сущностей. Доступ к объектам системы, хранимым в базе данных, организован посредством пользовательского интерфейса.

Функционирование системы основано на взаимодействии объектов и изменении свойств объектов в результате действий пользователей.

Базовым объектом, участвующим в большинстве взаимодействий, является курс (Рисунок 1). С курсом могут быть связаны учебные материалы (пособия, учебники), календарный план (мероприятия), форумы, группы слушателей, тесты, задания, аудио- и видеоконференции, и т.д.


Рисунок 1. Курс и сопутствующие объекты системы

Набор доступных команд для работы с объектом курса зависит от роли пользователя в системе.

В системе "Прометей" существует две базовых категории участников учебного процесса, или пользователей: персонал системы и слушатели. Принята следующая терминология обозначения ролей пользователей:

  1. Слушатели - пользователи, проходящие обучение, тестирование, либо аттестацию. Изучают материалы курса, консультируются у тьюторов, выполняют домашние задания, проходят тестирование.

  2. Администраторы - пользователи, управляющие программным комплексом "Прометей", определяющие роли участников, отвечающие за безопасность. Администраторы выполняют размещение учебных курсов и программ обучения, а также тематических материалов в библиотеке, и решают ряд других задач, влияющих на функционирование системы в целом.

  3. Организаторы - сотрудники электронного деканата. Занимаются приемом и обработкой заявок на обучение, контролируют оплату, формируют учебные группы, устанавливают связи тьюторов и групп, создают календарные планы и курируют работу тьюторов (см. ниже). Решение проблем взаимодействия со слушателями по организационным вопросам также ложится на организаторов.

  4. Тьюторы (преподаватели) - контролируют изучение слушателями материалов курса, консультируют слушателей, отслеживают прохождение контрольных мероприятий, выполнение тестовых и дополнительных заданий, создают тесты, выдают допуски, выставляют оценки.

  5. Под персоналом системы понимаются администраторы, организаторы и тьюторы.

Таким образом, администратору разрешается добавлять в систему курсы, а также сопутствующие объекты (к примеру, учебные материалы), организатор создает календарный план для курса, работает с подсистемой платежей, зачисляет слушателей в группы, курирует работу тьюторов. Тьютор взаимодействует не с курсом напрямую, а с определенной группой слушателей, изучающих курс.

Тьютор не может напрямую влиять на объекты курсов, но он влияет на процесс изучения курсов слушателями. К примеру, тьютору разрешается частично изменять и дополнять календарные планы отдельных слушателей из назначенной ему группы.

Первая часть учебного процесса - подготовительный этап, вторая часть - поступление слушателя на курс, третья - непосредственно процесс прохождения обучения.

Подготовительный этап позволяет решить организационные и юридические вопросы, связанные с созданием учебного комплекса, подготовить курсы и программы обучения, создать шаблоны календарных планов, сопутствующие курсам тесты самопроверки и экзаменационные билеты, проверить качество учебных материалов, и построить технологическую инфраструктуру для работы со слушателями.

2.3.2. Области видимости и роли пользователей

Область видимости - это свойство пользователя, определяющее, с какими объектами системы он может работать и с какими участниками учебного процесса может взаимодействовать. Доступ к объектам и пользователям, лежащим за пределами области видимости, блокируется системой. СДО "Прометей" автоматически образует области видимости, следуя ролям и ассоциативным связям, назначаемым администраторами и организаторами.

Области видимости упрощают учебный процесс, исключая лишних участников.

Области видимости действуют также и на объекты, задействованные в учебном процессе. Чтобы объект - к примеру, форум - стал доступен тьюторам и слушателям, он должен быть связан с курсом, к которому есть доступ у соответствующих пользователей, или быть общедоступным.

Таким образом, область видимости не идентична полномочиям. Полномочия определяют уровень доступа и потенциальные возможности взаимодействия с объектами системы. Набор полномочий в текущей версии СДО "Прометей" определяется ролью (ролями) пользователя. Область видимости позволяет реализовать полномочия только по отношению к доступным (на конкретный момент учебного процесса) объектам.

Каждый представитель персонала учебного комплекса может сочетать любые роли, то есть, быть одновременно администратором, организатором и тьютором в произвольном сочетании. Список ролей пользователя определяется администратором.

Максимальным потенциалом в плане полномочий и области видимости обладает администратор учебного комплекса. Администратор может регистрировать новых сотрудников системы, наделять себя ролевыми полномочиями организатора или тьютора (с целью расширения области видимости), создавать новые объекты системы, такие как курсы, программы обучения, учебные материалы, форумы, и т.д.

Организаторы входят в более узкую область видимости, им доступна работа только со своими слушателями и группами, а также прочими сопутствующими объектами системы, такими как заказы, платежи и календарные планы.

Тьютор - посредством интерфейса системы - имеет возможность общаться только с теми слушателями/группами, которые закреплены за ним организатором. Остальные группы остаются для него невидимыми. Рисунок 2 содержит схематическое представление областей видимости для тьютора. Тьютор А работает только с назначенными ему группами (А1, А2 и А3). Группы слушателей Б1 и Б2 доступны только тьютору Б. Таким образом, фильтрация по областям видимости на уровне интерфейса способствует прозрачности системы для пользователя и более эффективной работе персонала.


Рисунок 2. Области видимости для тьютора

Слушатели группы могут общаться с тьютором и организатором группы, а также со слушателями своей группы. У них есть возможность общаться с администраторами системы. Объекты системы, не связанные с курсом или группой (к примеру, форумы, относящиеся к другим курсам), недоступны слушателям. Рисунок 3 содержит схематическое представление областей видимости для слушателей. Слушатели всех групп и курсов (обозначены фигурками) могут работать с теми ресурсами СДО "Прометей" (учебными материалами, форумами, и т.д.), которые являются общедоступными. Ресурсы, жестко привязанные к конкретному курсу, доступны только для групп этого курса ("Менеджмент в информационных технологиях"). Слушатели одной группы (любой из показанных на диаграмме) могут свободно общаться друг с другом. Слушателям всех групп доступно обращение к своим тьюторам, организаторам, и всем администраторам (посредством книги отзывов и по электронной почте).

 
Рисунок 3. Области видимости для слушателей

Области видимости объектов системы (включая персонал и слушателей) могут изменяться в ходе работы учебного комплекса - автоматически, либо по указанию администратора или организатора.

Автоматическое изменение области видимости связано с изменением состояния определенного объекта. Заказ слушателя, закончившего обучение, переходит в разряд пассивных; вся информация, связанная с заказом и соответствующим слушателем, сохраняется в системе, однако слушатель не может полноценно работать с учебным комплексом в отсутствие активных заказов. Группа, в которой не осталось активных слушателей, также автоматически переходит в разряд пассивных. Тьютор продолжает работать с активными группами.

Принудительное изменение области видимости выполняется администраторами и организаторами. Администратор может изменять область видимости сотрудников учебного комплекса, изменяя их роли и, как следствие, права доступа к объектам системы.

2.3.3. Журналы и отчеты

СДО "Прометей" ведет журналы обращений слушателей к материалам библиотеки и тестам самопроверки, а, кроме того, фиксирует всю активность участников учебного процесса в базе данных учебного комплекса.

База данных учебного комплекса не позволяет выполнять удаление информации посредством пользовательского интерфейса. Таким образом, исключается возможность внесения исправлений "задним числом", случайное или преднамеренное удаление важной информации из базы данных.

Объекты, существующие в системе, как правило, не удаляются из базы данных физически. Объект, не участвующий в учебном процессе, переходит в разряд пассивных. Информация о слушателе, проходившем обучение, навсегда сохраняется в базе данных, и при необходимости может быть извлечена.

СДО "Прометей" обеспечивает доступ к статистической информации по учебному комплексу. Информация представляется в виде специализированных отчетов.

2.4. Системные требования

Предъявляются различные системные требования к серверу СДО "Прометей" и клиентским компьютерам.

Сервер СДО "Прометей" функционирует на независимой компьютерной системе, подключенной к сети Интернет, корпоративной или локальной сети.

Клиентский компьютер - это компьютер, с которого участники учебного процесса (администраторы, организаторы, тьюторы и слушатели) получают доступ к функциям системы, то есть, взаимодействуют с учебным комплексом "Прометей".

2.4.1. Сервер СДО "Прометей"

Следующие системные требования предъявляются к серверу СДО "Прометей".

Таблица 1. Сервер СДО "Прометей". Системные требования

Ресурс
Минимальный
Рекомендуется
Процессор
Pentium 100 МГц
от Pentium III 800 МГц
Оперативная память
128 Мб
от 512 Мб
Дисковое пространство
4 Гб
от 18 Гб, интерфейс SCSI
Привод CD-ROM
4x
от 40x
Операционная система
Microsoft Windows 2000 Server
Сервер баз данных
Microsoft SQL Server 2000
Канал Интернет, корпоративной или локальной сети
64 кбит/с
от 128 кбит/с

2.4.2 Клиентский компьютер

Следующие системные требования предъявляются к компьютеру клиента.

Таблица 2. Компьютер пользователя системы "Прометей". Системные требования

Ресурс
Минимальный
Рекомендуется
Процессор
Pentium 100 МГц
от Celeron 600 МГц
Оперативная память
16 Мб
от 64 Мб
Дисковое пространство
4 Гб
от 20 Гб
Привод CD-ROM
4x
от 40x
Графическая карта
PCI 1 Мб
от AGP 8 Мб
Веб-браузер
Microsoft Internet Explorer 4.0, либо Netscape Navigator 6
Microsoft Internet Explorer 6.0 и выше
Канал Интернет, корпоративной или локальной сети
14400 бит/с
от 64 кбит/с

3. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ

3.1. Общие положения

Подсистема регистрации служит для создания в системе новых объектов слушателей. Работа с подсистемой регистрации доступна организаторам и кандидатам.

Регистрация пользователя необходима для формирования в системе заказов этого пользователя. Если пользователь еще не зарегистрирован в системе, он может пройти регистрацию в момент оформления заказов, помещенных в корзину. Система опознает пользователей и не требует повторной регистрации, что упрощает формирование и передачу заказа системе.

Потенциальный слушатель может быть также зарегистрирован организатором.

Чтобы пройти регистрацию, слушатель должен предоставить следующие обязательные сведения о себе:

Желаемый уникальный идентификатор (логин);

  • пароль;
  • фамилию;
  • имя;
  • адрес электронной почты.

Дополнительно могут присутствовать:

  • отчество;
  • адрес;
  • телефон;
  • фотография (в виде графического файла);
  • контактная информация;
  • произвольная дополнительная информация (примечание);
  • любые дополнительные атрибуты, созданные администратором системы.

На этапе регистрации дополнительные сведения для кандидата добавляются только организатором. Когда потенциальный слушатель получил доступ к системе, у него появляется возможность править свои персональные данные и вносить дополнительные сведения.

3.2. Функционирование подсистемы

Подсистема предоставляет кандидатам и организаторам возможность создавать объект слушателя в системе. Кандидат становится слушателем в момент его зачисления организатором в одну из групп.

Подсистема регистрации доступна из открытой части интерфейса системы, а также в интерфейсе организатора.

Подсистема позволяет вносить и изменять персональные данные пользователя при помощи простых форм (Рисунок 4).


Рисунок 4. Форма регистрации потенциального слушателя

Информация, набранная организатором или кандидатом, сохраняется в базе данных системы.

Чтобы объект слушателя стал активным в системе, слушатель должен заказать (если еще не сделал этого) курсы или программу обучения. По необходимости заказ может быть создан организатором.

Персональные данные, внесенные на этапе регистрации, доступны для правки организатором или слушателем. Правка осуществляется посредством пользовательского интерфейса.

4. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ ЗАКАЗОВ

4.1. Общие положения

Подсистема заказов позволяет организаторам просматривать информацию о поступающих, созданных или обработанных заказах, зачислять слушателей в группы и соотносить заказы с платежами (см. описание подсистемы платежей). Подсистема позволяет слушателям заказывать курсы или программы обучения.

В СДО "Прометей" заказ определяет намерения слушателя или кандидата в слушатели пройти обучение по определенным курсам или программам.

4.2. Структура подсистемы

Подсистема доступна кандидатам, зарегистрированным слушателям и организаторам.

Открытая часть СДО "Прометей" функционирует в качестве Интернет-магазина, позволяя покупателям выбирать и заказывать товары, оставляя свои координаты (персональные данные, указанные в процессе регистрации).

Организаторы получают доступ к подсистеме посредством интерфейса пользователя.

4.3. Функционирование подсистемы

Формирование заказов производится слушателем (кандидатом) или организатором.

Слушатель для формирования заказов обращается к открытой части интерфейса пользователя, регистрируется в системе и выбирает интересующие его курсы и программы обучения. После сохранения заказа в системе он становится доступен всем организаторам.

Организатор может сформировать заказ самостоятельно - к примеру, по заявке сторонней организации на обучение ее сотрудников. В этом случае используется соответствующая команда доступного организатору пользовательского интерфейса.

Заказ должен содержать один или более курсов и/или программ обучения.

Один слушатель может заказать обучение по ряду курсов или программ обучения одновременно. При этом число объектов заказов, созданных в системе, будет равно суммарному числу заказанных курсов - к примеру, если слушатель заказал два курса и одну программу, состоящую из 5 курсов, в системе будет создано семь объектов заказов.

4.3.1. Заказы

Пользовательский интерфейс организатора предоставляет доступ к объектам всех обработанных им заказов, а также ко всем вновь поступившим заказам . Каждый заказ в системе может иметь ряд состояний:

  • Новый
  • Активный
  • Приостановленный
  • Завершенный

Только что поступившие или только что созданные организатором заказы автоматически попадают в разряд новых . Чтобы заказ перешел в разряд активных , организатор должен зачислить слушателя в группу (наличие одного заказа позволяет зачислить слушателя только в одну группу). Поступающие по этому заказу платежи организатор может регистрировать либо перед зачислением слушателя, либо позже (см. описание подсистемы платежей).

К разряду приостановленных принадлежат заказы, обучение по которым приостановлено. Если слушатель не может по каким-либо причинам продолжать занятия по курсу, обучение может быть прервано с последующим возобновлением.

В разряд завершенных попадают заказы, выполнение которых завершено (слушатель завершил изучение курса).

К разряду обработанных принадлежат все активные, приостановленные и завершенные заказы, то есть, заказы, по которым слушатели были зачислены в группы.

Подсистема заказов позволяет организатору зачислить слушателя в группу, определить состояние обучения (начато, приостановлено, завершено), свойства заказа, просмотреть персональные данные слушателя, а также изучить график поступления платежей и зарегистрировать новые платежи (обращением к подсистеме платежей).

4.3.2. История

История слушателя начинает заполняться организатором с момента поступления первого заказа. История состоит из отдельных событий, которые описываются организатором в свободной форме.

Описание каждого события сопровождается датой.

5. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ ПЛАТЕЖЕЙ

5.1. Общие положения

Подсистема платежей позволяет регистрировать и обрабатывать поступающие платежные документы, распределять платежи между заказами и отслеживать график поступления платежей. Подсистема доступна организаторам для ввода и просмотра данных о платежах, а слушателям - для просмотра своих платежей.

Раздел платежей содержит информацию обо всех платежах, зарегистрированных в системе организатором, и включает следующие сведения:

  • Название документа
  • Дата платежа;
  • Сумма платежа;
  • Источник платежа;
  • Вид платежного документа;
  • Описание платежа;
  • Заказы (названия курсов), по которым распределен платеж, с указанием частичной суммы на каждый из заказов.

Оплата обучения может производиться как слушателем, так и организацией.

Поступивший платеж может быть использован для оплаты нескольких заказов для нескольких слушателей.

Внесенный платеж не может быть изменен или удален. Чтобы исправить ошибку, допущенную при вводе платежа, необходимо внести корректирующий платеж. Предположим, по ошибке указана сумма платежа большая, чем в действительности. В таком случае следует внести корректирующий платеж с отрицательной суммой, покрывающей допущенную ошибку.

6. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ ГРУПП

6.1. Общие положения

Подсистема позволяет закреплять за группами тьюторов и выполнять административные операции на уровне групп, что существенно облегчает управление учебным процессом для больших потоков слушателей.

Группы слушателей создаются и формируются организаторами. Организатор может зачислить слушателя в существующую группу, либо создать новую.

6.2. Функционирование подсистемы

Подсистема групп затрагивает практически все объекты системы, распределяя их по областям видимости. Более подробная информация содержится в разделе "Области видимости и роли пользователей" данного документа.

Организаторы могут создавать объекты слушателей и групп.

Каждая группа слушателей может иметь ряд состояний:

  • Активная;
  • Приостановленная;
  • Завершенная.

Активные группы задействованы в учебном процессе, приостановленными считаются группы, в которых все слушатели приостановили обучение, завершенными считаются группы, в которых все слушатели завершили обучение. Обучение группы приостанавливается или завершается автоматически, если группа состоит только из слушателей, приостановивших, либо, соответственно, завершивших обучение. Кроме того, организатор может принудительно приостановить или завершить учебный процесс для группы слушателей. При этом автоматически изменяются состояния заказов слушателей данной группы. Если становится активным хотя бы один слушатель группы, завершившей учебный процесс, становится активной и группа.

Администраторы, организаторы и тьюторы учебного комплекса могут просматривать группы, фильтруя их по одному из состояний, либо все группы одновременно.

Администратор может менять организатора для группы.

7. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

7.1. Общие положения

Подсистема автоматизирует создание и сопровождение объектов системы, таких как курсы, программы обучения, персонал, слушатели, форумы и т.д.

Подсистема реализует управление ролями пользователей. Управление ролями позволяет разграничивать полномочия участников учебного процесса, разделять их области видимости, а также формировать перечень доступных им команд пользовательского интерфейса.

Полномочия пользователей системы определяются администратором. При необходимости, любой сотрудник учебного комплекса может одновременно обладать полномочиями администратора, организатора и тьютора.

Области видимости и доступные функции пользовательского интерфейса формируются СДО "Прометей" автоматически.

Доступ к подсистеме администрирования осуществляется посредством интерфейса администратора.

Интерфейс администратора предусматривает создание новых сотрудников учебного комплекса, блокировку доступа к системе существующих сотрудников, изменение ролевых полномочий и данных существующих сотрудников.

8. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА

8.1. Общие положения

Подсистема календарного плана позволяет организаторам создавать/редактировать план-график изучения курса, состоящий из перечня мероприятий. Каждому мероприятию ставятся в соответствие сроки проведения, возможность оценки и другие параметры. Допускается корректировка календарного плана тьютором: добавление мероприятия или удаление ранее созданного, а также изменение сроков мероприятий для каждого слушателя в отдельности. По результатам проведения мероприятий тьютор может выставлять отметки слушателям и оценивать их успехи в изучении курса.

8.2. Структура подсистемы

Календарные планы для каждого курса разрабатываются организаторами в виде шаблонов, построенных на относительной временной шкале: задается срок старта мероприятия относительно момента начала обучения (в днях) и длительность мероприятия (в днях). В момент зачисления слушателя на курс для слушателя создается объект календарного плана с конкретными датами, проставленными относительно момента зачисления.

Календарный план состоит из мероприятий . Каждое мероприятие характеризуется рядом параметров:

  • Название - определяет название мероприятия кратким описательным текстом. ("Раздача учебных материалов", "Коллоквиум", и т.д.)

  • Возможность оценки - оцениваемые мероприятия, такие как сдача теста, экзамена, или выполнение задания, подразумевают выставление оценки тьютором. Прочие мероприятия не являются оцениваемыми.

  • Тип - определяет род деятельности слушателей и тьюторов. Возможные значения для типа: лекция, семинар, экзамен, тестирование, обмен файлами, видеоконференция, чат (общение в сети Интернет, в "прямом эфире"), организационное мероприятие, другое.

  • Оценка - для данного мероприятия - оценка, полученная учащимся. Выставляется после прохождения тестирования, сдачи экзамена, или выполнения любой другой оцениваемой задачи (присутствует только в календарном плане слушателя, в шаблоне не отображается).

  • Начало - планируемая дата начала мероприятия.

  • Окончание - планируемая дата окончания мероприятия.

  • Завершено - Пометка завершено. Завершенные мероприятия фиксируются в системе и не подвергаются дальнейшей правке (присутствует только в календарном плане слушателя, в шаблоне не отображается).

  • Успешно - успешная сдача оцениваемого мероприятия отражается пометкой успешно (присутствует только в календарном плане слушателя, в шаблоне не отображается).

  • Дата завершения - фактическая дата завершения мероприятия (присутствует только в календарном плане слушателя, в шаблоне не отображается).

  • Примечания - необязательные комментарии к мероприятию.

Календарные планы в СДО "Прометей" создаются и редактируются посредством простых форм (Рисунок 5), и отображаются в виде таблиц (Рисунок 6).

 
Рисунок 5. Создание нового мероприятия тьютором

 
Рисунок 6. Календарный план

8.3. Функционирование подсистемы

Создание шаблона календарного плана для курса выполняется организатором.

Тьютор может добавлять и частично изменять мероприятия календарного плана для каждого слушателя в отдельности. Допускается удаление из календарного плана слушателя только мероприятий, созданных тьютором.

Слушатели используют календарный план, чтобы своевременно выполнять задачи курса и более эффективно планировать собственное время.

Календарный план отражает прохождение слушателями контрольных мероприятий и полученные оценки.

Решение об успешном окончании курса и выдаче сертификата (аттестата, диплома, и т.д.) принимается на основании сведений из календарного плана, то есть, на основании оценок, полученных слушателем за контрольные мероприятия. Если все контрольные мероприятия пройдены слушателем успешно, система предлагает выдать слушателю сертификат. Окончательное решение остается за организатором.

9. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

9.1. Общие положения

Подсистема обеспечивает проверку учебных достижений слушателей.

Учебные достижения слушателей могут оцениваться в режиме самопроверки или экзамена.

Режим самопроверки позволяет слушателям оценить свои успехи, получить подробный отчет о результатах и выполнить работу над ошибками. Навигация по вопросам теста позволяет слушателям выполнять задания нелинейно. При сдаче теста вопросы можно помечать, с тем чтобы, если останется время, вновь к ним вернуться и еще раз обдумать ответ. После завершения теста подсистема подсчитывает набранный балл и демонстрирует отчет, включающий, в частности, информацию о времени, затраченном на выполнение теста, количестве представленных вопросов, числе правильных ответов. В отчете приводятся данные по набранным баллам, максимальному баллу теста и проходному баллу. Помимо общей статистики, в отчет включается статистика по каждой секции теста (сколько было вопросов, сколько получено правильных ответов, максимальный балл, набранный балл). Для каждого из вопросов теста приводится его формулировка, правильный ответ, ответ слушателя и описание правильного ответа (пояснение). В описаниях могут содержаться комментарии и ссылки на соответствующие разделы учебных материалов.

Экзамен - это контрольное мероприятие, по результатам прохождения которого тьютор выставляет слушателю оценку в календарном плане.

Тесты, доступные в подсистеме, создаются тьюторами при помощи дизайнера тестов (см. раздел "ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ ДИЗАЙНЕРА ТЕСТОВ" ).

9.2. Функционирование подсистемы

Тест для самопроверки может выполняться слушателем в любой момент по желанию. После сдачи теста сразу выводится отчет о тестировании. Отчет можно просмотреть и позже, выполнив команду ТЕСТИРОВАНИЕ->результаты.

Прохождение теста-экзамена требует получения допуска от тьютора. Допуск имеет определенный тьютором срок действия, а, кроме того, позволяет тьютору задать продолжительность попытки тестирования.

После сдачи теста-экзамена система автоматически подсчитывает набранный слушателем балл и заносит его в таблицу результатов. Тьютор, изучая результаты тестирования по каждому слушателю, может просмотреть отчет о попытке и выставить свой балл за нее. Балл, выставленный тьютором, может как совпадать с баллом, подсчитанным системой, так и отличаться от него. Таким образом, каждой попытке тестирования соответствует пара оценок: набранный балл (вычисляется автоматически) и проставленный балл (указывается тьютором). Если вследствие ошибки в тесте система посчитала правильный ответ слушателя за неверный и снизила набранный балл, тьютор может скорректировать результат.

Один экзамен может пересдаваться слушателем несколько раз, и при выставлении окончательной оценки в календарный план тьютор учитывает проставленные баллы по всем попыткам сдать экзамен.

9.2.1. Отчеты

Отчет, создаваемый по результатам прохождения слушателем теста, содержит полные данные о попытке тестирования, в частности:

  • Статистические данные попытки (время и т.д.)

  • Список секций и статистика по ним;

  • Формулировка, вес и пояснение для каждого заданного вопроса (у слушателя только для тестов самопроверки);

  • Формулировка и, по необходимости, вес для каждого варианта ответа (у слушателя только для тестов самопроверки);

  • Правильные ответы (у слушателя только для тестов самопроверки);

  • Только для тестов самопроверки - ответы слушателя (у слушателя только для тестов самопроверки);

  • Максимальный балл теста;

  • Балл, набранный слушателем.

Изменения, вносимые автором в тест, не влияют на ранее сформированные отчеты. При анализе отчета о тестировании все вопросы будут представлены тьютору именно в том виде, какими их видел слушатель, сдавая тест. Это, в частности, позволяет при необходимости просматривать отчеты с целью проверки корректности заданных слушателю вопросов и предложенных ему вариантов ответов.

9.2.2. Тесты

Тест состоит из секций, или тематических разделов. Каждая секция, представленная пользователю, может содержать любое (определяемое тьютором) число вопросов.

Существующие типы вопросов перечислены следующей таблице.

"Таблица 3. Типы вопросов

Тип вопроса
Описание
Один из многих Слушателю предлагается выбрать один вариант ответа из предложенных
Многие из многих Слушатель может выбрать несколько вариантов ответа из предложенных
Поле ввода Слушателю предлагается поле ввода, в которое следует ввести ответ
Соответствие Слушателю предлагается установить соответствие между парами значений
Упорядочение Слушателю предлагается упорядочить элементы последовательности
Да/Нет Слушателю предлагается дать положительный или отрицательный ответ на вопрос
Область на рисунке Слушатель должен выбрать в качестве ответа область на предложенном рисунке
Развернутый ответ Слушателю предлагается дать развернутый ответ в письменном виде. Для данного слушателем ответа обязательно участие тьютора в принятии решения о том, верен ли ответ.
Несколько пропущенных слов Слушателю предлагается заполнить пропуски
Несколько полей ввода Слушателю предлагается набрать несколько значений

10. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ

10.1. Общие положения

Подсистема обеспечивает общение между участниками учебного процесса при помощи следующих средств: форум, чат, почтовая рассылка, доска объявлений, обмен файлами.

10.2. Структура подсистемы

Интерфейс пользователя предоставляет участникам учебного процесса доступ к следующим средствам общения:

  • Форум - позволяет слушателями общаться с тьюторами и сокурсниками, а также слушателями других курсов (в случае общедоступных форумов). Общение происходит по темам и может быть связано со значительными задержками реплик - форумы работают в асинхронном режиме. Доступность форума определяется его областью видимости (общедоступный, курс, группа), а также ролевыми полномочиями. Для форума может быть указан список ролей пользователей, ограничивающий доступ пользователей (к примеру, только слушателям, или только тьюторам и организаторам).

  • Чат - реализует общение в реальном времени (в синхронном режиме).

  • Почтовая рассылка - система позволяет посылать сообщения электронной почты участникам учебного процесса. Пользователи могут выполнять многоадресную рассылку, ограниченную областью видимости.

  • Доска объявлений - служит для опубликования организационной и административной информации. Создание объявлений доступно только персоналу.

  • Обмен файлами - предоставляет пользователям возможность использовать систему для обмена файлами, сопутствующими учебному процессу.

  • Книга отзывов - позволяет всем пользователям высказывать свое мнение об уровне качества учебного процесса и вносить предложения по его повышению.
10.3. Функционирование подсистемы

Для объектов подсистемы действуют области видимости. Элементы подсистемы обмены информацией, лежащие за пределами установленной области видимости, недоступны пользователю.

Подсистема реализует механизм модерирования, позволяющий уполномоченным сотрудникам системы изменять, либо полностью блокировать сообщения, не отвечающие принятым правилам общения.

По умолчанию полномочия модерирования есть только у администраторов. Администраторы могут, по необходимости, назначать ведущих форумов (модераторов) из числа тьюторов или организаторов.

Механизм модерирования не предотвращает появление некорректных сообщений, но позволяет своевременно принимать меры по исправлению ситуации.

11. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ ДИЗАЙНЕРА ТЕСТОВ

11.1. Общие положения

Подсистема дизайнера тестов следует главному принципу СДО "Прометей" - максимальная простота освоения без сокращения доступной функциональности. Задаваемые по умолчанию параметры минимизируют трудозатраты пользователя. Но пользователь может менять значения этих параметров , если возникает такая необходимость.

Дизайнер тестов - это инструмент тьютора, позволяющий создавать и редактировать тесты для самопроверки и экзаменационные тесты. Подсистема реализует проверку формальной корректности теста, тогда как семантическая корректность остается за тьютором.

Дизайнер тестов позволяет указать следующие обязательные параметры:

  • Курс, с которым будет связан тест
  • Название теста
  • Проходной балл
  • Время, отведенное на выполнение теста
  • Тип теста (для самопроверки или экзамен)

Кроме того, может присутствовать текстовое описание теста, указание перемешивать секции теста, указание считать данный вариант теста окончательным.

Текстовое описание должно отражать назначение теста и содержать информацию о том, какие учебные достижения проверяются тестом.

Указание перемешивать секции теста предписывает подсистеме тестирования случайным образом менять порядок подачи секций слушателю при каждой попытке тестирования.

Указание считать тест окончательным является признаком того, что тьютор завершил создание теста и предполагает, что этот тест может применяться для проверки учебных достижений.

Наличие отметки окончательного варианта позволяет тьюторам выдавать допуски на тест, слушателям проходить тестирование, но запрещает вносить изменения в тест. Чтобы изменить тест, отметку необходимо снять.

Таким образом, наличие допуска к тесту - условие необходимое, но не достаточное. Чтобы слушатель мог пройти тест, пометка окончательного варианта должна быть проставлена на момент начала тестирования. Если тьютор обнаружил неточность в тесте уже после выдачи допуска и приступил к правке, система предупредит слушателя, получившего допуск, о недоступности теста. Тест можно будет сдать, когда тьютор завершит редактирование и вновь проставит отметку окончательного варианта.

Тест состоит из секций, или тематических разделов. Каждая секция содержит ряд вопросов, объединенных общей темой или подтемой (Рисунок 7).


Рисунок 7. Общая структура теста

Вопрос имеет тип (см. Таблицу 3 ), формулировку и необязательное описание правильного ответа (пояснение, которое слушатель увидит в отчете о попытке самотестирования). По необходимости, описание может содержать ссылки на учебные материалы. Вопрос может включать иллюстративный материал и разметку HTML.

11.1.1. Веса

Вопросу теста всегда соответствует вес , или коэффициент сложности . По умолчанию веса всех вопросов равны единице. Однако тьютор в процессе создания или изменения теста может указывать для каждого вопроса в отдельности вес, более точно отражающий уровень сложности.

Вариантам ответов также могут присваиваться веса, или коэффициенты точности (в процентах от веса вопроса). По умолчанию сумма весов правильных ответов равна 100% от веса вопроса. Тьютор может указывать веса для вариантов ответов.

Вопросу теста соответствует значение порога . Порог - это минимальная сумма весов вариантов ответов, которая должна быть набрана, чтобы система засчитала ответ в качестве верного. Если порог достигнут или превышен, слушатель получает долю от общего веса вопроса, соответствующую сумме коэффициентов точности (в процентах) для указанных вариантов.

По умолчанию, когда вариантам ответов не присвоены веса, все верные ответы считаются равнозначными, неверные имеют нулевые веса (коэффициенты точности), а порог вопроса равен 100%. То есть слушатель должен указать все без исключения верные варианты, и ни одного неправильного, чтобы ответ был засчитан в качестве верного.

В процессе создания теста тьютор должен выбрать для каждого вопроса схему обработки. Простая схема подразумевает расстановку по умолчанию весов для вариантов ответов и порогов для вопросов. Сложная схема позволяет задавать веса и значения порогов вручную.

Чтобы задействовать простую схему, достаточно указать для каждого вопроса только верные варианты ответов.

Сложная схема требует явного определения коэффициентов точности для вариантов ответов и значения порога для вопроса. Чтобы ответ на вопрос сложной схемы был засчитан в качестве верного, сумма коэффициентов сложности должна быть больше или равна значению порога.

Типы вопросов Да/Нет и Упорядочение могут обрабатываться только по простой схеме, а вопрос типа Развернутый ответ вообще подразумевает отсутствие вариантов ответов и не проверяется системой в автоматическом режиме (в зависимости от настроек системы засчитывается как верный, либо неверный). Для последнего типа обязательно участие тьютора в принятии решения о правильности или неправильности.

Веса вопросов, или коэффициенты сложности, измеряются в баллах . Веса ответов, или коэффициенты точности, - в процентах от веса вопроса. Пороги определяются в процентах от веса вопроса.

Рассмотрим несколько примеров.

Первый вопрос, созданный по простой схеме :

  • Тип: один из многих;
  • Вес: 1;
  • Формулировка: Каков результат операции сложения: 22 + (-22)?;
  • Варианты ответов: 44 (неверный), -44 (неверный), 22 (неверный), -22 (неверный), 0 (верный).

Создавая этот вопрос, тьютор указал только его тип, формулировку и верный ответ (0). По умолчанию прочие ответы считаются неверными, а вопросу присваивается вес (коэффициент сложности), равный 1.

Правильно ответив на вопрос, слушатель получит 1 балл. В противном случае - 0 баллов.

Второй вопрос, созданный по простой схеме:

  • Тип: многие из многих;
  • Вес: 3;
  • Формулировка: В каком случае разрешается эксплуатация автомобиля? (отметьте все правильные ответы);
  • Варианты ответов: Неисправен стеклоподъемник (верный), Присутствует стук в амортизаторах подвески (верный), Двигатель неустойчиво работает на холостых оборотах (верный), Неисправна рабочая тормозная система (неверный), Неисправен гидроусилитель руля (неверный), Отсутствует аптечка (неверный), Отсутствует огнетушитель (неверный), Отсутствует знак аварийной остановки (неверный).

Создавая этот вопрос, тьютор указал его тип, вес (3, вместо 1 по умолчанию), формулировку, правильные варианты ответов. Выбрав все верные варианты, слушатель получит 3 балла. Выбрав хотя бы один неверный, или пропустив один из верных, - 0 баллов. Рассмотрим этот же вопрос, созданный тьютором по сложной схеме:

  • Тип: многие из многих;
  • Вес: 3;
  • Порог: 55%;
  • Формулировка: В каком случае разрешается эксплуатация автомобиля? (отметьте все правильные ответы);
  • Варианты ответов: Неисправен стеклоподъемник (вес 20%), Присутствует стук в амортизаторах подвески (вес 35%), Двигатель неустойчиво работает на холостых оборотах (верный, 45%), Неисправна рабочая тормозная система (неверный), Неисправен гидроусилитель руля (неверный), Отсутствует аптечка (неверный), Отсутствует огнетушитель (неверный), Отсутствует знак аварийной остановки (неверный).

В данном случае тьютор посчитал, что слушателю достаточно выбрать два любых ответа из верных, чтобы вопрос был засчитан в качестве верного. При этом все так же запрещается выбирать неверные варианты ответов, однако конечный результат для слушателя представлен большим числом вариантов.

Выбрав только правильные ответы с весами 20% и 35%, слушатель получит 55% от общего веса вопроса, то есть 3/100*55 = 1.65 балла.

Выбрав только правильные ответы с весами 20% и 45%, слушатель получит 65% от общего веса вопроса, то есть 3/100*65 = 1.95 балла.

Выбрав только правильные ответы с весами 35% и 45%, слушатель получит 80% от общего веса вопроса, то есть 3/100*80 = 2.4 балла.

Наконец, выбрав все правильные ответы, слушатель получит 100% от общего вида вопроса, то есть 3 балла.

11.1.2. Максимальный балл и проходной балл

Максимальный балл - это балл, который получает слушатель, дав стопроцентно верные ответы на все предложенные вопросы.

Максимальный балл равен сумме баллов (весов, коэффициентов сложности) всех вопросов, заданных в ходе теста.

Проходной балл - это минимальная доля от максимального балла, которую необходимо набрать для успешной сдачи теста. Для удобства оценки проходной балл теста определяется в процентах. Слушателю достаточно набрать определенный процент от максимального балла теста, чтобы тест считался сданным.

Рассмотрим пример. Тест состоит из двух вопросов, проходной балл - 75%.

Первый вопрос:

  • Тип: многие из многих;
  • Вес: 2;
  • Порог: 75%;
  • Формулировка: Где находится Москва? (отметьте все правильные ответы);
  • Варианты ответов: В России (вес 50%), В Евразии (вес 40%), На Земле (вес 10%), На Марсе (неправильный ответ).

Для успешного ответа на этот вопрос слушателю необходимо выбрать ответы "В России" "В Евразии". Тогда он наберет 90%, превысит порог, и за вопрос получит 2*0.9 = 1.8 баллов (Выбрав среди прочих ответ "На Марсе", слушатель получит за вопрос 0 баллов).

Второй вопрос:

  • Тип: поле ввода;
  • Вес: 1;
  • Порог: 80%;
  • Формулировка: Как переводится слово blue?
  • Варианты ответов: Синий (100%), Голубой (80%).

Введя, к примеру, "Cиний", слушатель получит за вопрос 100% или 1 балл.

Максимальный балл данного теста - 3 (2+1). Исходя из ответов, данных пользователем, (1.8 + 1)/3*100 = 93.33, тест будет зачтен.

11.1.3. Перемешивание

Указание перемешивать секции теста предписывает подсистеме тестирования случайным образом менять порядок подачи секций слушателю при каждой попытке тестирования.

Дизайнер тестов позволяет также задать количество вопросов секции, представляемых слушателю. Количество вопросов определяется в процентах, причем процентный показатель определяет суммарную сложность всех вопросов, которые будут представлены. Если суммарная сложность всех вопросов секции составляет 180 баллов, указание сложности в 60% является предписанием представить пользователю вопросов на 102 балла. За сто процентов принимается суммарная сложность (веса) всех вопросов секции. Таким образом, количество вопросов секции, представленных в попытке тестирования, может варьироваться, однако сложность раздела остается постоянной.

Рассмотрим пример. Секция теста содержит 12 вопросов: два по четыре балла, шесть по два балла и четыре по одному баллу. Суммарный балл секции (2x4 + 6x2 + 4x1) = 24 балла. Если задано выбирать из секции 50% сложности, тогда в каждой попытке тестирования количество вопросов секции, представленных слушателю, может быть различным, а сумма весов случайно выбранных вопросов всегда будет равно 12. Слушатель может получить два вопроса по четыре балла и два вопроса по два балла, либо один вопрос на четыре балла, три вопроса по два балла, и два вопроса по одному баллу, и т.д.

Указание перемешивать вопросы секции предписывает подсистеме тестирования случайным образом менять порядок подачи вопросов секции при каждой попытке тестирования.

Указание процента подразумевает случайный выбор вопросов и их перемешивание.

Если задано перемешивание и секций, и вопросов, при тестировании вопросы из разных секций представляются слушателю в случайном порядке

11.2. Функционирование подсистемы

Доступ к дизайнеру тестов осуществляется посредством интерфейса тьютора.

Определив основные параметры теста, тьютор переходит к созданию секций и вопросов.

Дизайнер тестов, с целью повышения эффективности работы тьютора, позволяет копировать уже существующие фрагменты тестов, секций и вопросов, а также предоставляет два метода разработки теста.

Первый метод (Рисунок 8. ) заключен в методичном обходе дерева будущего теста. Завершив работу над элементом определенного уровня (к примеру, над вопросом секции), тьютор может создать дополнительные элементы того же уровня (другие вопросы секции), либо подняться уровнем выше (и создать другую секцию).

Алгоритм, приведенный на блок-схеме, может нарушаться в пользу второго метода: свободного редактирования. Свободное редактирование позволяет создавать элементы в любом порядке, при условии, что существует родительский элемент более высокого уровня (вопрос для вариантов ответов, либо секция для вопросов).

Во время работы над тестом тьютор может свободно переходить от одного метода к другому.

Когда работа над тестом завершена (создание теста может происходить в несколько сеансов), тьютор проставляет пометку окончательного варианта. В этот момент дизайнер тестов проверяет формальную корректность теста. Выпуск теста в окончательном варианте разрешен системой, только если тест прошел проверку на формальную корректность. Тест является формально корректным, если для каждого вопроса (за исключением вопросов типа Развернутый ответ) существует правильный ответ, а для ответов типа Соответствие, Несколько полей ввода и Несколько пропущенных слов указано соответствие между парами.

Обеспечение семантической корректности (корректности вопросов, вариантов ответов, логической связности вопросов секции) лежит на тьюторе.


Рисунок 8. Алгоритм создания теста

12. ОПИСАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ ИНТЕРФЕЙСА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ<

12.1. Общие положения

Взаимодействие участников учебного процесса с СДО "Прометей" осуществляется посредством веб-интерфейса. Пользователю необходим компьютер с установленной операционной системой и веб-браузер (средство просмотра веб-страниц): Internet Explorer версии 4.0 и выше, либо Netscape Navigator версии 6.0 и выше. Системные требования к компьютеру пользователя приведены в разделе "Системные требования" (подраздел "Клиентский компьютер ").

Интерфейс СДО "Прометей" организует парольный доступ пользователей к объектам учебного процесса. Зарегистрированному в системе администратору, организатору, тьютору или слушателю выделяется уникальный регистрационный идентификатор (логин) и пароль, соответствующий идентификатору. Чтобы получить доступ к функциям системы, необходимо указать корректное сочетание идентификатора/пароля.

Интерфейс системы реализован на ряде национальных языков. При входе в систему пользователь имеет возможность выбрать родной или знакомый ему язык. Возможна локализация интерфейса системы для любого языка. Список доступных языков отображается системой автоматически.

Страница входа в систему представлена ниже (Рисунок 9).


Рисунок 9. СДО "Прометей", стартовая страница

Открытая часть системы является общедоступной и реализует информационное сопровождение предлагаемых курсов и программ обучения, а также возможности их заказа. Интерфейс открытой части предоставляет пользователям доступ к подсистеме регистрации.

Разделы Слушатели и Персонал требуют ввода регистрационного идентификатора и пароля, и доступны только зарегистрированным слушателям, администраторам, организаторам и тьюторам.

Интерфейс пользователя реализован в виде веб-интерфейса, включающего систему меню (Рисунок 10, левый кадр страницы, помечен красной линией) и область отображения данных (Рисунок 10, правый кадр страницы, помечен синей линией).


Рисунок 10. Интерфейс СДО "Прометей"

Меню состоит из нескольких разделов, обозначенных прописными заголовками. Состав и функциональность команд в разделах изменяется в зависимости от роли (полномочий) пользователя.

После входа в систему пользователь попадает на страницу с краткой информационной сводкой, также доступной по команде ИНФОРМАЦИЯ->информация .

Щелчок мышью по ссылке меню (выполнение команды интерфейса) приводит к выводу соответствующей информации в области отображения данных. Область отображения данных позволяет выполнять действия над объектами.

Определить текущее положение в системе можно при помощи строки пути, расположенной под заголовком в области отображения данных (Рисунок 11, помечена красной линией). Отдельные компоненты строки пути являются активными ссылками - по ним можно вернуться к предыдущим разделам интерфейса. В приведенном примере строка пути позволяет осуществить переход к списку групп, списку слушателей, либо Календарному плану.


Рисунок 11. Строка пути

В некоторые разделы системы можно попасть разными способами. Так, чтобы просмотреть календарный план слушателя, можно начать с команды ТЬЮТОР->мои группы , затем выбрать просмотр слушателей из списка групп, выбрать просмотр календарного плана для искомого слушателя. Альтернатива: начать с команды ТЬЮТОР->мои слушатели , выбрать слушателя, а затем выбрать просмотр нужного календарного плана.

Такая избыточность позволяет более эффективно работать с большими потоками слушателей и экономит время поиска. При необходимости определить, в какую из групп входит слушатель, тьютор может воспользоваться командой ТЬЮТОР->мои слушатели . Если же искомый слушатель входит в известную группу, надо применить команду ТЬЮТОР->мои группы .

В следующей таблице перечислены основные управляющие элементы пользовательского интерфейса.

Таблица 5. Управляющие элементы пользовательского интерфейса

Элемент
Описание
Вид
Кнопка возврата/отмены Позволяет вернуться к предыдущей странице. Внесенные изменения не сохраняются.

 

Кнопка подтверждения Сохраняет внесенные изменения, либо подтверждает выполнение операции.

 

Кнопка удаления объекта Удаляет объект, отображенный на текущей странице.

 

Кнопка изменения данных Позволяет редактировать данные, отображенные на странице.

 

Кнопка создания элемента данных Позволяет создать фрагмент данных.

 

Кнопка просмотра, маркер Выполняет команду, действие, либо осуществляет переход к одному из элементов системы, на другую страницу интерфейса.

 

Поле пометки Позволяет создать пометку ("галочку"), либо указать один из компонентов операции.

 

Раскрывающийся список Реализует выбор из ряда вариантов.

 

Поле ввода Позволяет набирать произвольный текст.

 

Переключатель Реализует выбор одного из нескольких вариантов.

 

Пользовательский интерфейс использует возможности веб-браузеров для вывода динамических подсказок в области отображения. Если поместить курсор мыши над элементом управления или полем ввода, в правом верхнем (либо в левом нижнем) углу области отображения появляется сопроводительный текст-подсказка (Рисунок 12).


Рисунок 12. Динамические подсказки

12.1.1. Списки

Список является средством работы с однородными объектами, сгруппированными по некоторому признаку.

В интерфейсе списки представлены таблицами. Таблица списка (Рисунок 13) содержит заголовок (выделен красным пунктиром на рисунке) с названиями полей (выделены синей прерывистой линией на рисунке), и маркеров действий (выделены зеленой смешанной линией), а также произвольное (возможно, нулевое) число строк.

Одна строка списка представляет объект, и содержит связанные с объектом свойства и маркеры действий (Таблица 5. Управляющие элементы пользовательского интерфейса ).

Первое поле заголовка всегда содержит название объекта.


Рисунок 13. Список

Чтобы выполнить действие для конкретного объекта, необходимо щелкнуть по маркеру, расположенному в строке этого объекта. Выполняемая команда определяется заголовком столбца, в котором расположен маркер.

12.1.2. Виды

Вид объекта содержит подробную информацию по объекту - его свойства. К примеру, просмотреть свойства группы можно, обратившись к виду нужной группы при помощи соответствующей команды интерфейса.

Вид имеет табличную структуру и состоит из двух столбцов (Рисунок 14). В первом столбце представлены названия полей (свойств объекта), во втором - значения полей (свойств).

Виды предназначаются только для просмотра информации. Правка информации осуществляется посредством форм. Вид может содержать кнопку правки, позволяющую перейти к форме редактирования свойств объекта.


Рисунок 14. Вид

12.1.3. Формы

Формы позволяют пользователям, обладающим соответствующими полномочиями, изменять информацию, представленную видами. К примеру, чтобы изменить свойства группы нужно вызвать соответствующую форму, щелкнув по кнопке Править , расположенной на странице вида группы.

Форма имеет табличную структуру (Рисунок 15) и отличается от вида только тем, что позволяет изменять значения полей (свойства объекта), причем только полей, для которых разрешена правка данному пользователю.


Рисунок 15. Форма

12.1.4. Смысловое выделение текста

Предупреждающие сообщения и сообщения об ошибках отображаются красным цветом.

Текст со служебной информацией (названия полей и подписи к элементам интерфейса), отображается серым цветом.

Информация, введенная в систему пользователями, отображается черным цветом.

12.2. Функционирование подсистемы

Пользовательский интерфейс обеспечивает удобный доступ к объектам системы. Перечень команд меню, доступных пользователю, формируется автоматически - на основе ролевых полномочий. Доступ к объектам системы посредством пользовательского интерфейса регламентируется областями видимости.

Пользовательский интерфейс объединяет подсистемы СДО "Прометей" и позволяет решать полный спектр задач по организации и автоматизации учебного процесса. Более подробная информация о функциях подсистем, интегрированных в интерфейс пользователя, содержится в руководствах слушателя, тьютора, организатора и администратора.

-->
Новости
06 июня 2017
Проведено обучение сотрудников ООО «ПИТЦ «Геофизика» по программе «Бурение наклонно-направленных и горизонтальных скважин с применением программы-тренажера «Слайд Мастер»   Далее
15 февраля 2017
Внимание! Праздничные скидки!   Далее
08 февраля 2017
8 февраля - День российской науки!   Далее
Режим работы
Понедельник - Четверг 8.30 - 17.30
Пятница 8.30 - 16.15
Обед 12.30 - 13.15
Суббота - Воскресенье Выходной
БЕСПЛАТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В настоящее время Вы можете бесплатно обучиться по следующим программам:

ОТКРЫВАЕМ ПРЕДПРИЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ   + ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА   + ШКОЛА КРОЯ   + ШКОЛА РЕМОНТА   + ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО HTML   +
Публикации
Вне конкурса: как поступить на юрфак, минуя основной поток    Далее
Представители вузов: "Приемная кампания – 2017 удалась!"    Далее
Сотовый оператор изменил в одностороннем порядке тариф: можно ли опротестовать?    Далее
Дискриминация в сфере труда, или Власть стереотипов    Далее
ТОП-11: Самые значимые нововведения месяца    Далее
Курортному сбору быть: президент подписал закон    Далее
Состоялась юридическая конференция "Гражданские и налоговые риски холдинговых структур: актуальные вопросы и тенденции"    Далее
Экзамен не сдан: за что могут аннулировать результаты ЕГЭ?    Далее
"Мир" бюджетникам и пенсионерам!    Далее
Борьба с негативными отзывами о компании или конкретных сотрудниках: советы юристов    Далее
Услуги
Сбор, систематизация информации и размещение в «Информационном банке данных наукоемких технологий» в сети Интернет. Комплектации баз данных на бумажных носителях и на CD-дисках   +
Разработка и издание каталогов по базам данных, публикация сборников материалов   +
Организация и проведение научно-технических семинаров и конференций   +
Создание и редизайн web-сайтов, сопровождение и поддержка, регистрация в поисковиках. Поиск информации и обеспечение доступа через Интернет   +
Новости образования
Инициатива Рослесхоза поможет мебели подешеветь
Патриарх Кирилл прибыл на Соловецкие острова
Асад: Сирия и ее друзья сорвали планы Запада
Министр транспорта дал старт реконструкции трассы А-121
В ДТП с липецким полицейским погибло три человека
   Общее описание среды ДО Главная | Контакты   

Карта сайта 1 Карта сайта 2 Карта сайта 3 Карта сайта 4